Инвестиционные арбитражи Кыргызстана

02.08.2012

02.08.2012

По материалам газеты Вечерний Бишкек

Кабмин хранит тайну о возможных потерях

Общественности известно о 6-7 исках против правительства Кыргызстана с приглашением выяснить отношения в международном арбитраже. Очень приблизительная сумма по ним равна $700 млн. И весьма вероятно, что это только начало.

Согласно данным на официальном сайте Минфина, в 2012 году общий объем доходов государственного бюджета с учетом грантов Программы госинвестиций прогнозируется в сумме 88,45 млрд сомов. То есть потенциально и весьма вероятно истцы могут получить примерно треть годового бюджета страны, т. к. они считают, что именно на эту сумму правительство республики их обмануло.

Истцы настроены решительно: видимо, не сомневаются в своей правоте, раз решили судиться с целым государством. Представители компаний уже давно оплатили юридические услуги, заплатили арбитрам и ждут, когда же правительство КР будет иметь достаточно средств хотя бы для оплаты поездок своих юристов, не говоря уже о выделении денег на оплату труда.

Вполне осознавая, что у Кыргызстана нет достаточных средств не только на ведение арбитража, но и на возможные выплаты по иску, истцы понимают: лучше уж договориться полюбовно, пойти на обоюдные уступки, но закончить мрачную историю взаимоотношений как можно быстрее.

Сколько придется потратить средств налогоплательщиков из бюджета страны, чтобы хотя бы подготовиться к нескольким искам?

Официально кабмин подтверждает, что имеются претензии и намерение получить свои активы у турецкой компании Sistem Muhendislik Insaat Sanayi ve Ticaret A.S. (бывшего инвестора отеля "Пинара"), акционера ЗАО "Манас Банк" Валерия Белоконя и Фонда национального благосостояния "Самрук-Казына" по "БТА Банку".

Выбор юристов: брак по любви или по расчету?

При этом юридические компании наняты для представления интересов по этим трем искам и для защиты "пятой точки" чиновников от претензий кредиторов и акционеров ОАО "АзияУниверсалБанк", которое экспроприировали (национализация подразумевает выплату компенсаций) и оперативно обанкротили в 2010 году.

Официально в Минфине заявляли, что юркомпания "Майкл Уилсон и Партнеры" защитит Кыргызстан по иску казахстанского "БТА Банка". Выигравшая тендер компания зарегистрирована в оффшорах. Имеет офисы только в Алматы и Баку, однако позиционирует себя как лидер в Центральной Азии и Закавказье. Но информации об этой компании в Интернете маловато. В серьезных рейтингах она тоже замечена не была. Но тендер выиграла, что повлечет выплату стоимости услуг из наших с вами карманов.

Крупнейшие международные компании с удовольствием рассказывают о своем опыте работы и перечисляют успешные проекты. На официальном сайте этого "лидера рынка" в разделе "Наши проекты" можно прочитать следующую "воду": "Успешное осуществление проекта в такой развивающейся стране, как Казахстан, зачастую проблематично, хотя и жизненно важно. В Казахстане успех любого проекта зависит, прежде всего, от упорства, целеустремленности, опыта и знаний тех, кто консультирует инвестора. Для обсуждения проектов, в подготовке и осуществлении которых ведущая роль принадлежала нашим юристам и их помощникам, пожалуйста, пишите нам".

То есть совершенно непонятно, как по такому важному иску правительство Кыргызстана будет судиться, наняв эту компанию. Тем не менее государство выплатит юристам $300 тыс. А это почти 14 млн сомов, что немного меньше суммы, которую тратит государство на финансирование школы №61. Напомним, правительство единственную физико-математическую школу намеревается перевести на самофинансирование, решив урезать свои расходы.

Кстати, хватит ли этих $300 тыс., еще большой вопрос.

Официальными органами заявлялось еще о двух юридических компаниях, которые наняли для представления интересов в международном арбитраже. Компания "Лоренц", где директором является бывший член совета директоров от Кыргызстана в Centerra Gold Inc. Ниязбек Алдашев, представляет КР по искам турецкой компании и Валерия Белоконя. Офисы компании находятся в Бишкеке, Брюсселе и Женеве.

На официальном сайте о регалиях юристов написано чуть больше, чем у коллег из "Майкл Уилсон и Партнеры", но "Лоренцу" объективно еще далеко до юридических компаний, входящих в мировой топ. Соответственно, и повышаются риски, ведь у некоторых истцов юристы более зубастые. В итоге может получиться, что государство потратит на оплату юристов сотни тысяч с высокой вероятностью проиграть в международном арбитраже. Расплачиваться за игры политиков придется фермерам и трудягам.

Премьер-министр Омурбек Бабанов 20 января 2012 года подписал распоряжение о назначении "Лоренц" официальным представителем КР для представления интересов КР в арбитражных и судебных разбирательствах, связанных с исковым заявлением акционера ЗАО "Манас Банк". Министерству финансов он поручил предусмотреть в Законе КР "О республиканском бюджете на 2012 год и прогнозе на 2013-2014 годы" финансовые средства на оплату услуг в Постоянной арбитражной палате.

Кстати, непонятно, внесли ли изменения в бюджет и выплачивают ли деньги юристам. О сумме тоже ничего не говорится: с января 2012 года от Минфина не удалось добиться информации о том, сколько же средств налогоплательщиков хочет потратить правительство, чтобы спасти свою шкуру. Хотя как собственники этих денег граждане имеют право знать. И высказать мнение на тему "Неужели нет более важных проблем, на решение которых мы платим государству налоги?". Надо влезать в авантюру с непредсказуемым концом, чтобы померяться амбициями? Но не слишком ли высока плата не из своего кармана?

Видимо, глава правительства и дороги починил, и обеспечил старикам достойную старость, и установил новые трансформаторы в каждом дворе. И после того, как в стране воцарились мир и процветание, решил сыграть в рулетку на мировой арене.

На этом он не остановился. 25 июня Омурбек Бабанов подписал распоряжение о том, что "в целях обеспечения правовой защиты интересов Кыргызской Республики в международных арбитражах по иску акционеров ОАО "АзияУниверсалБанк" необходимо заключить соглашение с юридической фирмой Winston & Strawn LLP. Минфину в установленном порядке поручалось подготовить изменения в Закон "О республиканском бюджете на 2012 год и прогнозе на 2013-2014 годы", чтобы предусмотреть финансовые средства на оплату услуг. В распоряжении также поручалось произвести оплату.

Позже пресс-служба Минфина распространила информацию о том, что оплата услуг Winston & Strawn LLP будет производиться согласно расчетам, представленным по результатам проделанной работы. По требованиям тендерной документации, спецификаций и ведомостью объемов услуг стоимость услуг компании была определена в размере $1 млн. Хотя тот факт, что оплата будет производиться по итогам работы, скорее всего говорит о том, что юристы соглашаются на почасовую оплату услуг.

Кстати, Winston & Strawn LLP из всех юридических компаний, с которыми решили дружить политики, самая именитая. Соответственно, и гонорары юристов должны быть выше. Учитывая, что на официальном сайте компании ни слова о заключенном с правительством Кыргызстана контракте, договоренности, скорее всего, еще не скреплены подписями. Что неудивительно, ведь наша республика имеет свойство не расплачиваться по счетам. Например, юристам из "Ален энд Овери" (компания входит в мировую десятку), готовившим соглашение по "Кумтору", "Кыргызалтын" до сих пор не выплатил остаток суммы - более $100 тыс., хотя с кумторовским соглашением мы живем уже три года.

Непонятно, почему же члены тендерной комиссии так уверены, что правительству хватит одного миллиона? Минфин всячески увиливает от ответа относительно прозрачности проведения тендера и тех условий, которые были выдвинуты юристам. Отмалчиваются чиновники относительного того, включена ли оплата услуг в госбюджет, подписано ли соглашение с Winston & Strawn LLP и на каких условиях.

Между тем, в республиканском бюджете на 2012 год предусмотрено 81,7 млн сомов ($1,7 млн) для защиты интересов Кыргызстана в международных арбитражах. Об этом 25 июля журналистам сообщил начальник Управления правовой поддержки, кадровых вопросов и делопроизводства Министерства финансов Вячеслав Мезенцев.

По его словам, данная сумма закладывается в бюджете из года в год. "Данная статья спокойно позволяет нести все судебные расходы. Если вдруг понадобится внесение изменений, мы будем их делать", - сказал Мезенцев.

"Статья расходов, предусмотренных на международные арбитражи, составляется из года в год практически одинаковая. За основу берутся прошлогодние суммы", - сообщил начальник управления.

"На 2013 год Минфин пока не рассмотрел сумму, закладываемую на защиту правительства в международных судах. Ведомство будет исходить из сумм, потраченных в текущем году", - сказал Мезенцев.

Однако представители крупных международных компаний отмечают, что на ведение судебных разбирательств, подобных тем, что инициированы против правительства Кыргызстана, необходимо несколько миллионов долларов по одному иску.

Создается впечатление, что в правительстве плохо представляют, во что на самом деле обойдется худому бюджету международный арбитраж даже до вынесения самого решения. Или чиновники это осознают, но тщательно скрывают от общественности, надеясь, что их пронесет. И вся информация всплывет уже при следующих руководителях ведомств и премьер-министре.

Объективно для ведения крупного дела типа "Манас Банка" или АУБ могут потребоваться следующие расходы на юристов, если, конечно, правительство намерено тщательно готовится к судебным процессам. В крупных международных компаниях стоимость одного часа работы простого юриста колеблется в пределах $300-400. Час работы партнера компании - $500 и выше. Например, час работы юридической компании, которая готовила соглашение по "Кумтору" от 2009 года стоила примерно 600 фунтов стерлингов в час.

Над одним проектом, как правило, работает несколько человек. Желательно нанять пару партнеров и еще несколько простых юристов. Ну, чтобы не ударить в грязь лицом на судебном процессе. Таким образом, за час работы специалистов из серьезных международных компаний из бюджета Кыргызстана придется отвалить несколько тысяч долларов.

Сколько потратят часов, неизвестно. Можно количество часов просчитать очень примерно. Кроме того, юркомпании стараются не обременять себя такими деталям при заключении соглашения с клиентом.

Если юристы приезжают в страну клиента, то он, как правило, оплачивает им полный рабочий день. В оплату включают встречи, переговоры и различные беседы, подготовка справок, заявлений и прочих бумаг, разговоры по телефону, письма в суд, прочитывание документов и газет. Плюс обсуждение стратегии. В итоге на изучение документов, представленных клиентами, можно потратить от полумиллиона долларов. На подготовку одного иска или своей позиции в суде необходимо потратить от миллиона долларов.

Не стоит забывать, что расходы на авиабилеты, гостиницы тоже ложатся на плечи клиента, то есть станут просто непосильным бременем для налогоплательщиков. Государство, похоже, не волнует, что среднестатистический кыргызстанец не может себе позволить летать бизнес-классом и жить в дорогих гостиницах. А вот нанятые правительством юристы могут.

К тратам на самих юристов стоит прибавить расходы на арбитров. Так, один арбитр, который будет представлять КР, обойдется казне примерно в $200 тыс. Третьего арбитра стороны оплачивают пополам. Такие данные о своих запросах предоставляют представители крупных юридических компаний в частных беседах.

В итоге общие затраты на ведение одного дела обойдутся в несколько миллионов долларов. На фоне жалобных стонов членов кабмина о том, что в Кыргызстане наблюдается падение экономики, внешний долг страны растет, а поступления доходов в госказну оставляют желать лучшего.

И у чиновников хватает наглости регулярно требовать внесения изменений в бюджет. Привыкли, что за неэффективное госуправление не несут ответственности. И почему-то убеждены, что и в будущем они выйдут сухими из воды, когда общественность поднимет вопрос о планировании бюджета и расходах. Для оплаты участия КР в международных судах власти свои хоромы в банки не закладывают, чтобы изыскать средства для международного арбитража. А вот было бы неплохо, если бы взяли на себя полную ответственность. Ведь исковые заявления - следствия решений и действий властей, а не народа.

P.S. Игры с "Кумтором" тоже могут аукнуться. Урегулирование споров в Стокгольме зацементировано в соглашении.

Ниже прилагаются вопросы "ВБ", на которые Минфин не удосужился ответить, пообещав, что сотрудники дадут интервью.

Запрос от 27 июня 2012 года.

1. Министерство финансов определило победителя торгов по представлению юридических услуг для представления интересов Кыргызской Республики в международных арбитражах по искам бывших акционеров ОАО "АзияУниверсалБанк". Победителем тендера стала юридическая фирма Winston & Strawn LLP. Когда был объявлен тендер? Проводился ли тендер по закупке юридических услуг один или несколько раз?

2. Сколько юридических фирм подали документы для участия в тендере? Предоставьте полный список с названиями компаний. Какую стоимость за свои услуги запрашивали другие компании (точные суммы по компаниям)?

3. На чем Министерство финансов основывалось при выборе победителя?

4. Есть ли у фирмы Winston & Strawn LLP офис в Кыргызстане или странах ближнего зарубежья?

Список вопросов, чтобы в Минфине подготовились к интервью, от 20 июля.

1. Сколько исков имеет в настоящее время правительство, которые рассматриваются в международных инстанциях? Можете назвать их?

2. На какой стадии находится каждый из исков?

3. Расскажите подробнее, как проводятся тендеры по закупке услуг юридических компаний?

4. Делал ли Минфин анализ, сколько стоят услуги международных и местных юркомпаний? Как определяется стоимость услуг юркомпании?

5. Расскажите о работе Минфина по защите интересов Кыргызстана на примере известного иска бывших акционеров АУБ.

6. Министерство финансов определило победителя торгов по представлению юридических услуг для представления интересов Кыргызской Республики в международных арбитражах по искам бывших акционеров ОАО "АзияУниверсалБанк". Победителем тендера стала юридическая фирма Winston & Strawn LLP. Когда был объявлен тендер? Проводился ли тендер по закупке юридических услуг один или несколько раз?

7. Сколько юридических фирм подали документы для участия в тендере? Предоставьте полный список с названиями компаний. Какую стоимость за свои услуги запрашивали другие компании (точные суммы по компаниям)?

8. На чем Министерство финансов основывалось при выборе победителя?

Список вопросов, чтобы в Минфине подготовились к интервью, от 23 июля.

1. Сколько средств предусмотрено в утвержденном бюджете на 2012 год для оплаты услуг по работе с международным арбитражем? На что конкретно предполагается потратить эти средства (оплата арбитра, юристов или еще что-то) и на подготовку к какому иску?

2. Премьер-министр Кыргызстана Омурбек Бабанов 20 января 2012 года подписал распоряжение о назначении международной юридической фирмы "Лоренц" официальным представителем КР для представления интересов КР в арбитражных и судебных разбирательствах, связанных и вытекающих из искового заявления акционера ЗАО "Манас Банк". В распоряжении указывается: "Министерству финансов КР поручено предусмотреть в Законе КР "О республиканском бюджете на 2012 год и прогнозе на 2013-2014 годы" финансовые средства на оплату услуг по представлению интересов КР международной юридической фирмы "Лоренц" в Постоянной арбитражной палате". Были ли внесены изменения в бюджет? Если да, то какая сумма? И это полная сумма, которую предполагает получить "Лоренц" по этому суду? Если изменения еще не внесены, то планируется ли их внести и когда?

3. С начала представления интересов КР производилась ли хоть какая-то оплата компании "Лоренц"? Если да, то какая? Если нет, то когда планируется оплатить? Нарушило ли уже правительство заключенный с "Лоренц" договор по оплате услуг?

4. Оплатила ли КР арбитров по иску Валерия Белоконя? Когда оплатила, сколько заплатила? Если нет, то почему и когда планируется оплатить услуги арбитров?

5. Планируется ли предусмотреть в бюджете на 2013 и последующие годы статью относительно международного арбитража? Обсуждалась ли какая-то конкретная сумма?

6. По скольким искам и по каким конкретно правительство КР подписало договоры с юридическими компаниями? Каковы предположительные расходы на оплату как работы юристов, так и прочие траты?

7. По каким искам правительство оплатило услуги международных арбитров? И планирует ли в 2012 или 2013 году оплачивать арбитров?

8. Имеются ли у правительства средства для ведения судебных процессов? Если нет, то за счет сокращения каких расходов или получения каких доходов планируется получить достаточно средств для ведения международного арбитража?

9. Обговаривается ли, кто в юридической компании будет работать в интересах правительства КР: партнеры компании или обычные? Кто работает по тем искам, где юридические компании уже отобраны?

10. Оплата по расчетам, представленным по результатам проделанной работы предполагает, что юридическая компания берет за почасовую оплату труда. Просчитывалось ли, сколько часов будет работать компания? Сколько долларов стоит час работы компании? Сколько представителей компании будут работать над иском кредиторов АУБ? Известно ли, будут над ним работать партнеры или обычные юристы?

11. Подписан ли уже договор с юристами? Если да, то на каких условиях? Если нет, то когда планируется подписать и что мешает скорейшему подписанию?

12. Когда планируется внести изменения в бюджет, чтобы включить расходы на юристов? Это не будет противоречить принятым в июне изменениям в закон о том, что вносить изменения в бюджет можно не более двух раз в год?

13. Имеется ли в бюджете достаточно средств для оплаты судебного процесса с кредиторами АУБ? Если нет, то где планируется взять деньги и когда?

14. Кто берет на себя оплату таких расходов юристов, как авиабилеты, проживание в гостинице и пр.? Оценивалось ли, во сколько обойдутся такие расходы по иску АУБ и по остальным искам?

15. Производило ли правительство оценку, во сколько обходится процесс арбитража каждой стороне до вынесения решения? Какие у вас есть данные? Сколько предварительно планирует потратить Минфин на спор с кредиторами АУБ: на оплату услуг юристов по изучению документов, на оплату услуг юристов по подготовке к судебному процессу, дополнительные расходы?

16. Нет ли противоречия в том, что оплата производится по результатам проделанной работы? При этом тендерная комиссия определила стоимость услуг в 1 млн долларов. А если получится больше, кто будет это оплачивать?

17. Сколько компаний участвовало в тендере? Какие это компании? Почему была выбрана именно Winston & Strawn LLP? Когда проводился тендер?

По материалам газеты Вечерний Бишкек


Возврат к списку