Конференция Арбитражной Ассоциации «Взыскание долгов в международных спорах»

13.06.2019 Конференция Арбитражной Ассоциации «Взыскание долгов в международных спорах»

Конференция Арбитражной Ассоциации «Взыскание долгов в международных спорах»

Дмитрий Артюхов

Фотографии


Шестого июня в московском отеле Marriott Aurora состоялась конференция Арбитражной Ассоциации «Взыскание долгов в международных спорах». Роман Зыков, генеральный секретарь Арбитражной Ассоциации, открывая конференцию, пошутил, что это был единственный день в году, когда мошенники могли спать спокойно: все лучшие специалисты по поиску активов собрались на конференции Арбитражной Ассоциации в Москве.

Стратегическим партнером конференции выступила компания СSI Group. Платиновым спонсором конференции стала компания Kroll, а к золотым спонсорам в этом году присоединились Baker McKenzie и King & Wood Mallesons. Также спонсорами выступили такие юридические ыфирмы, как: Zabeyda & Partners, Morgan Lewis, KK&P.

Модератором первой сессии конференции «Discover the Undiscovered» выступил Андрей Панов, старший юрист Norton Rose Fulbright, Москва.

Константин Кроль, партнер, руководитель направления Россия и СНГ фирмы Orrick, в деталях представил аудитории такое сравнительно новое явление, как судебные запросы о происхождении капитала (Unexplained Wealth Orders, UWOs) в Великобритании. Он рассказал о ведомствах, которые вправе требовать от британских судов делать такие запросы, и их возможных адресатах, которыми могут стать не только физические лица, но и, например, трасты. Отвечая на вопросы аудитории, Кроль рассказал, что запросы о происхождении капитала могут быть направлены и по инициативе зарубежных кредиторов, если они обратятся в правоохранительные органы Великобритании. Спикер также уделил внимание запросам на замораживание активов (freezing orders), а также практике английских банков по замораживанию средств при проведении подозрительных операций по счету или при наличии сомнений о происхождении средств. Вышеуказанные инструменты позволяют ощутимо ущемить интересы должника; однако, если средства должника будут заморожены по инициативе иностранного кредитора, не факт, что их в итоге получит кредитор, а не государство, отметил юрист.

Уилсон Антун, советник King & Wood Mallesons, выступил с докладом о том, каким образом сегодня лондонские суды поддерживают международные расследования случаев мошенничества, и описал арсенал средств, доступных как судебным и исполнительным органам Королевства, так и юристам, которые к ним обращаются. Он также подчеркнул, что в Лондоне очень высока конкуренция между юрфирмами из-за высокого насыщения рынка.

Стивен Филиппсон, партнер PCB Litigation, развил тему, начатую предыдущим спикером, и рассказал о таких средствах, как запрос на всемирный арест активов (Worldwide Freezing order), и сложностях, связанных с тем, чтобы убедить суд принять такие процессуальные меры. Говоря о том, зачем нужны такие процессуальные действия, спикер привел случай, когда должник для сокрытия своих активов использовал около 40 (!) структур, разбросанных по всему миру. Филиппсон также рассказал о запросах на проведение обыска на территории ответчика, в том числе c копированием данных с компьютерной техники.  

Дарья Константинова, партнер АБ «Забейда и партнеры», посвятила свое выступление заказным уголовным делам в арбитражном процессе и их признакам. Она указала, что к таким признакам относятся надуманные обстоятельства, в которых можно лишь косвенно усмотреть приметы возможного преступления, а также требование о тотальной проверке хозяйственной деятельности юрлица. При этом уголовное дело инициируется, как правило, в отношении конкретного лица, что представляет определенные сложности для следователя в связи с возможным прекращением производства. Кроме того, уголовное дело инициируется не по месту совершения преступления, а там, где у «заказчика» есть свой ресурс. Чтобы обезопасить себя, важно доказать отсутствие умысла на хищение имущества, который играет важную роль при разграничении гражданско-правовой и уголовной ответственности, отметила спикер. В заключение Константинова обратила внимание аудитории на то, что юристы без статуса адвоката не могут отказаться от дачи показаний по уголовному делу.

Майкл Фенн, партнер Pinsent Masons, начал вторую сессию «I have a Claim! … or I have a Dream?», представив журнал о финансировании судебных споров«Litigation Funding». Фенн рассказал о вопросах страхования участия в судебных процессах (litigation insurance) и его подвидах– before/after the event insurance (BTE/ATE). Выступающий остановился на разных моделях финансирования (conditional fee agreements и damages based agreements, CFA и DBA). Также он отметил, что судебное финансирование доступно и разрешено не во всех странах. Так, например, в Сингапуре и Гонконге оно появилось лишь недавно, а в Ирландии вообще было запрещено решением Верховного суда страны.

Максим Карпов, директор и управляющий партнер NLF Group, рассказал о ключевых тенденциях на российском рынке финансирования. Инвесторам важна хорошая судебная позиция и высокая вероятность последующего взыскания. Сейчас популярны запросы на комплексное решение проблемы судебным инвестором – например, управление процедурой банкротства компании и последующим взысканием, заметил Карпов. Кроме того, судебные инвесторы могут привлекаться для финансирования споров, не имеющих прямой денежной оценки, и финансирования исков и розыска активов в иностранных юрисдикциях. В делах последней категории зарубежные инвесторы могли отказать истцам в связи с тем, что они находятся под санкциями, пояснил Карпов. Юрист также обратил внимание аудитории на то, что раскрытие факта обращения к судебным инвесторам не предусмотрено российским законодательством. 

Александр Стефановский, партнер компании «Платформа», подчеркнул, что услуги судебного финансирования требуются и российским клиентам, которые начинают спор с западными компаниями. Даже крупные компании имеют лишь смутное представление о величине судебных расходов, которые им предстоит понести за границей. По словам спикера, эти расходы сложно предсказать, равно как и сроки рассмотрения дел. К судебному финансированию обращаются и те крупные компании, которые не хотят изымать деньги из оборота, отметил Стефановский. Если иск истца готов профинансировать крупный судебный инвестор, ответчик убеждается в серьезности намерений истца и его шансах на успех и охотнее идет на компромисс.

Ли Друкер, сооснователь Lake Whillans Litigation Finance LLC, рассказал об исках как экономическом активе, которым обладает сторона или судебный инвестор. Он привел примеры расчетов, которые позволяют оценить перспективу инвестирования в судебный процесс по сравнению с вложением денег в компании. Он также представил аудитории график, на котором наглядно было показано распределение вероятности успеха инвестиций в зависимости от количества дел в портфеле судебного инвестора. 

Майкл Фенн, партнер Pinsent Masons, в своей презентации рассказал, что в случаях, где судебные инвесторы финансировали ход процесса и направляли поведение стороны, они могут быть признаны стороной спора и понести ответственность наравне с проигравшей стороной. В этом контексте он упомянул о так называемом Arkin cap. Затем спикер привел в пример дело Essar Oilfield Services Ltd v Norscot Rig Management PVT Limited (2016), в котором истец, с точки зрения арбитра, вел себя настолько агрессивно, что арбитр присудил выигравшему ответчику взыскать с истца наряду с другими сумму, которую ответчик получил от судебного инвестора, чтобы защищаться в арбитраже. Кроме того, спикер привел пример прецедента с множественностью судебных инвесторов – Excalibur Ventures LLC v Texas Keystone Inc & Others (2016), где таковых было девять, а также Hellas Telecommunications (2017), где от стороны потребовали раскрыть своего судебного инвестора и договоренности с ним. Он упомянул и дело, где судебный инвестор финансировал коллективный иск – Sandra Bailey & Others v GlaxoSmithKline UK. 

В ходе последующей дискуссии российские судебные инвесторы подчеркнули, что они вряд ли будут финансировать споры, имеющие политическую окраску, в связи с очень небольшой вероятностью получить положительное решение суда. 

Модератор третьей сессии «Show me the Money! Asset Tracing: What is it?» Алекс Волчич, управляющий директор и глава направления расследований в России и СНГ бюро Kroll, представил панелистов, рассказал об их опыте в юридической и финансовой сфере. Спикер остановился на том, что сейчас в деле поиска активов недобросовестных должников огромную роль играют компьютерные программы, и найти подходящую – уже в значительной мере залог успеха. Он обсудил с панелистами возможности и ограничения использования детекторов лжи и невербальных сигналов в вопросах asset tracing. 

Майк Ла Корте, директор Conflict International, председатель Международной ассоциации детективов, отметил, что расследования требуют координированного подхода и по возможности раннего вмешательства. Он также рассказал о поиске должников и их имущества по реестрам, профессиональным организациям и кратко остановился на том, как искать компании в офшорных юрисдикциях. Ценное подспорье для детектива представляют базы данных юридических прецедентов для поиска тех или иных персон, а также его рабочий инструмент – программы, которые позволяют хранить и организовывать найденную информацию. Ла Корте обзорно пояснил, как используются полевые агенты, и привел пример с поиском яхты, на которую должно было быть обращено взыскание.

Денис Винокуров, заместитель управляющего директора, Kroll, отметил, что перед началом больших споров компания должна учитывать, каким будет возврат затрат на судебное разбирательство. Спикер кратко рассказал о работе с офшорными трастами, а также о привлечении реальных свидетелей к расследованиям.

Алина Соколова, партнер Forensic-практики Deloitte СНГ, рассмотрелаанализ документов и электронной переписки в расследованиях. Особое внимание необходимо обращать на частные компьютеры, лэптопы и мобильные телефоны сотрудников. Спикер также остановилась на вопросах правильной подготовки к интервью со свидетелями. 

Модератором четвертой сессии «Cross-border Bankruptcy involving Russian parties»выступил Александр Хаки, директор CSI Group.

«Как убить арбитражное решение, или Мертвая рука банкротства в третейском разбирательстве» – с такой презентацией выступил Антон Мальцев, партнер Baker McKenzie. Что делать, если банкротное прошлое должника порочит арбитражное решение? Отвечая на свой вопрос, Мальцев обратился к спору между компаниями «Инжтрансстрой» и «Дреджин энд Маритайм Менеджмент», которое дошло до Верховного суда РФ. Разбирая ключевые этапы развития спора, докладчик обратил внимание на негативные последствия прекращения процедуры банкротства и заключения мирового соглашения. 

Александр Писемский, управляющий директор CSI Group, в своем выступлении описал жизненный цикл проблемного актива. Докладчик рассказал о том, как обычно действуют должники, предвидя банкротство своего предприятия, и связанные с этим задачи компаний, которые осуществляют поиск активов. При поиске обычно анализируется не более 30% доступной информации, отметил Писемский. При этом общий объем данных в крупных корпорациях и банках колоссален, и задача агентств по поиску информации – найти в этом объеме полезные указания. 

Георгий Мариничев, партнер Morgan Lewis, рассказал о способах защиты кредиторов в юрисдикциях общего права, в частности в офшорах, таких как Кипр или Британские Виргинские острова. Мариничев описал подвиды трастов, которые согласно английскому праву возникают не по договору, а в силу обстоятельств, и специальные виды исков – proprietary claims. Спикер обратил внимание на сложности в спорах об установлении юрисдикции в странах общего права. 

Георгий Мурванидзе, советник АКБ «Держава», привлек внимание аудитории к проблемам трансграничного банкротства Россия/США. Он отметил, что большинство дел по данному вопросу рассматривается конкретным американским судом на Уолл-Стрит (Southern Distriсt), судьи которого уделяют большое внимание своей политической репутации, и назвал несколько связанных с этим нюансов подачи дел в этот суд. Спикер остановился на нюансах поиска должника и его средств в США, в частности по номеру социального страхования, и положении ст. 1872 Кодекса США (U.S. Code Section 1782, Discovery), позволяющем отслеживать переводы денег через банки-корреспонденты в США.  

Николай Покрышкин, партнер бюро «Кульков, Колотилов и партнеры», рассказал о способах взыскания через банкротство в РФ или через иностранную юрисдикцию, а также связанные с этим группы рисков. В частности, спикер указал, что практически невозможно заставить арбитражного управляющего искать иностранные активы против его воли, поскольку законодательно такая обязанность не закреплена. Покрышкин также упомянул принцип Гиббса, определяющий иммунитет другой юрисдикции от процессуальных последствий банкротства в других странах, и его применение в различных странах. Юрист отметил риски, связанные с исками о взыскании неосновательного обогащения по ст. 23 Регламента ЕС № 2015/848. А также поделился с присутствующими методикой оценки усредненной суммы взыскания и привел разработанную им для этого математическую формулу. Спикер посоветовал обратить внимание на дело о банкротстве экс-совладельца «Внешпромбанка» Георгия Беджамова, которое стало следующим громким банкротством после решения о несостоятельности Владимира Кехмана, владельца импортировавшей в Россию бананы группы JFC.


Возврат к списку