Перспективы третейского суда в России

26.04.2011

19 апреля в «Интерфаксе» состоялась пресс-конференция председателя Международного коммерческого арбитражного суда (МКАС) при ТПП РФ Алексея Костина. Открывая пресс-конференцию, Алексей Александрович обратился к собравшимся с  вступительным словом, в котором кратко описал положение дел в международном арбитраже.

МКАС при ТПП РФ является одним из старейших третейских судов в мире: в следующем году он отметит свое 80-летие. Всего за 2010 год в арбитражные органы при ТПП РФ поступил 531 иск, из них почти 300 – во МКАС. В разбирательствах участвовали компании из тридцати стран мира. Среди зарубежных участников споров преобладали стороны из государств Западной и Восточной Европы – 129, на втором месте – страны СНГ (87 компаний). Больше всего исков пришлось на долю Германии (20), Украины (16) и Великобритании (10).

Для сравнения: в Арбитражный институт Торговой палаты Стокгольма за 2010 год было подано 197 заявлений, причем большая их часть (55%) относилась ко внутренним разбирательствам.

Списки арбитров МКАС являются публичными, чего нет, например, в Стокгольмском и Лондонском судах. При этом около трети арбитров – известные зарубежные специалисты. Российские судьи также принимают участие в рассмотрении дел в арбитражах при торгово-промышленных палатах Лондона, Стокгольма, Китая, а также Международной торговой палаты.

Затем Алексей Костин ответил на вопросы представителей СМИ. Вопросы журналистов касались принципов работы международного третейского суда при ТПП РФ и конкретных дел. Так, например, Алексей Костин прокомментировал одно из самых громких разбирательств последних лет – иск Макси-групп к НМЛК, решение по которому было вынесено в начале апреля. Также председатель МКАС рассказал о том, как разрешались некоторые споры в строительной сфере.

Журналистов интересовали подробности недавнего запроса в Конституционный суд РФ по поводу статуса третейских судов и его возможные последствия для коммерческого арбитража и МКАС в частности. Напомним суть проблемы: существует мнение, что третейские суды не могут отождествляться с государственными судами и в связи с этим не могут рассматривать споры, касающиеся публичного порядка, например, вопросов о признании прав на недвижимость. По существующему сегодня законодательству, защитой гражданских прав может заниматься «суд, арбитражный суд или третейский суд (далее – суд)», то есть коммерческие суды фактически приравнены к государственным.

Президиум Высшего арбитражного суда РФ обратился в КС с просьбой проверить конституционность п. 1 ст. 11 Гражданского кодекса, пункта 1 статьи 33 во взаимосвязи со статьей 51 Федерального закона «Об ипотеке (залоге недвижимости)», норм закона РФ «О международном коммерческом арбитраже», Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации», статьи 28 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Пока судьба третейских судов решается, последнее заседание КС по этому вопросу состоялось 31 марта. Как отметил Алексей Костин, запрос ВАС РФ был направлен на борьбу с так называемыми «карманными» третейскими судами при различных компаниях, которые априори не могут быть беспристрастными, однако в случае удовлетворения запроса Высшего арбитражного суда пострадает вся система. Фактически, коммерческий арбитраж станет внесудебным инструментом решения споров и будет играть в защите гражданских прав глубоко второстепенную роль.

МКАС следует общей установке на модернизацию и осваивает новые технологии ведения разбирательств. Как известно, недавно третейский суд «Газпрома» объявил о том, что полностью переходит на электронное судопроизводство. Как сообщил Алексей Костин, который также является арбитром «Газпрома», практика электронного арбитража постепенно набирает популярность и в МКАС.

Однако пока видеоконференции и онлайн-трансляции используются в основном для опроса свидетелей и экспертов. До полного перехода разбирательств в «виртуальный» формат еще далеко. Проблема в том, что пока не существует устоявшейся и понятной системы правил электронного арбитража.

Кроме того, дистанционные заседания создают трудности в восприятии выступлений сторон: многие арбитры жалуются на то, что «не чувствуют сторон». Другим острым вопросом остается соблюдение конфиденциальности, поскольку современные системы безопасности не позволяют обеспечить достаточный уровень защиты информации.

Тем не менее, по мнению Алексея Костина, цифровизация судопроизводства во МКАС будет развиваться, поскольку растет объем электронной торговли, и система использования средств электронной цифровой подписи будет в дальнейшем совершенствоваться.

Источник: ТПП-Информ

По теме: Будущее третейских судов. 28.03.2011


Возврат к списку