Стокгольмский арбитраж оценил ЮКОС в $62 млрд

26.07.2012 Стокгольмский арбитраж оценил ЮКОС в $62 млрд

26.07.2012

Российская Федерация проиграла в Арбитражном институте торговой палаты Стокгольма иск от испанских инвестфондов - держателей ADR ЮКОСа, среди которых Orgor de Valors, Quasar de Valores, ALOS 34 S.L., GBI9000. Решение было вынесено 20 июля 2012 года (ТЕКСТ РЕШЕНИЯ АРБИТРАЖА)

Еще 20 марта 2009 года арбитражный трибунал вынес промежуточное решение по следующим вопросам: являются ли фонды "иностранными инвесторами" в понимании соглагшения о защите инвестиций, являются ли американские депозитарные расписки (ADR) "иностранными инвестициями на территории Российской Федерации", явлются ли истцы инвесторами по Советско-испанскому Соглашению. (ТЕКСТ ПРОМЕЖУТОЧНОГО РЕШЕНИЯ АРБИТРАЖА)

Испанские инвестиционные фонды подали иск в 2007 г. в Арбитражный институт Торговой палаты Стокгольма, основывая свои требования на статье 10 Советско-испанского соглашения о взаимной защите инвестиций от 26 октября 1990 года (ТЕКСТ СОГЛАШЕНИЯ), которое обязывает стороны компенсировать потери инвестиций в случае неправомерных действий, в т.ч. экспроприации, со стороны государства-подписанта.

Арбитражный трибунал постановил, что налоговые претензии были "поводом для захвата активов ЮКОСа и передаче их "Роснефти", а "основная цель российского правительства - под предлогом сбора налогов довести ЮКОС до банкротства и экспроприировать активы компании", указывается в пресс-релизе партнера Covington & Burling госпожи Марней Чик (Marney Cheek).  Также в сообщении говорится, что арбитраж признал вину российского правительства в преднамеренном банкротстве ЮКОСа, в результате которого подавляющую часть активов получили государственные "Газпром" и Роснефть".

Размер ущерба, который арбитраж присудил по иску, составил $ 2,026 миллионов, плюс 6,434% годовых с момента национализации ЮКОСа 23 ноября 2012 года (Qasar de Valores SICAV SA - $305,4 тыс, Orgor de Valores SICAV SA - $943,8 тыс, GBI 9000 SICAV SA - $499,7 тыс и ALOS 34 SL - $277,6 тыс.). Были удовлетворены требования 4 инвестфондов. Арбитражный трибунал присудил ее из расчета оценки ЮКОСа в $62,1 млрд на момент, когда компания была национализирована. Ранее Covington & Burling оценивала потери инвесторов ЮКОСа в странах, которые имеют договоры с Россией о защите инвестиций, более чем в $10 млрд.

Стоимость одной акции была расчитана исходя из проекции июньской стоимости акции (2004) на день ликвидации ЮКОСа - 23 ноября 2007 года. При этом, учитывалась динамика роста стоимости акций других участников риска (Лукойл, Татнефть, Башнефть и Сургутнефтегаз). Данный расчет был предложен экспертами истца. Состав арбитража уменьшил сумму, заявленную истцом на 23%. Таким образом суд пришел к сумме $62,1 млрд. Отмечается, что Российская Федерация не предоставила своего метода оценки стоимости акций.

Между тем, акциями ЮКОСа вледели тысячи инвесторов по всему миру, для которых решение стокгольмского арбитража может стать призывом к действию. 

Отмечается, что заявленные судебные расходы истцов на арбитраж составили около $14,5 миллионов. Интересно также и то, что финансирование процесса осуществлялось компанией Менатеп - основным акционером ЮКОСа. Судебные расходы Российской Федерации составили $9,412 миллионов. Арбитражный трибунал указал на существенную диспропорцию между суммой исковых требований и судебных расходов. Юристы, представляющие интересы РФ заявили, что истцы не потратили ни копейки на арбитраж, следовательно их требования по судебным издержкам должны быть отклонены. Арбитраж, исследовав это утверждение, назвал Менатеп "Добрым Самаритянином", отметив, что действительно, Менатеп не являлся стороной спора, юристы истцов также выступают юристами Менатепа по другим делам и в общем не сильно настаивают на компенсации для Менатепа. В компенсации было отказано.

Это уже второе решение Стокгольмского арбитража в пользу бывших акционеров ЮКОСа. В 2010 г. он присудил взыскать с России в пользу RosinvestCo $3,5 млн ущерба по российско-британскому соглашению о защите инвестиции (в настойщий момент решение оспаривается в государственных судах Швеции по вопросам компетенции и по существу) (ТЕКСТ РЕШЕНИЯ ВЕРХОВНОГО СУДА ШВЕЦИИ). Правда, сумма компенсации тогда была снижена с более чем $200 млн. (ТЕКСТ РЕШЕНИЯ АРБИТРАЖА)

Роман Зыков


Возврат к списку