Цели и итоги реформы в области арбитража

02.10.2017 Цели и итоги реформы в области арбитража

С 5 по 7 сентября 2017 во Владивостоке прошел Восточный Экономический Форум, который был учрежден Указом Президента Российской Федерации Владимира Путина. Основными задачами форума являются укрепление связей международного инвестиционного сообщества, российского бизнеса, федеральных, региональных и местных органов власти, а также презентация новых условий инвестирования и ведения бизнеса. На сессии «Конкурентоспособное право и международный арбитражный центр на Дальнем Востоке» выступил Гальперин Михаил Львович, заместитель Министра юстиции Российской Федерации.

Выступление министра было посвящено целям и итогам реформы в области арбитража. Гальперин М. подчеркнул, что реформа преследовала цели создания арбитражных учреждений мирового уровня, а также восстановления доверия к институту арбитража со стороны бизнес сообщества и государственных судов, которые на практике ограничивали арбитрабельность споров, особенно принимая во внимание наличие тысяч «карманных судов». Ввиду этого законодатель принял решение «фактически … с нуля, не с сотен тысяч арбитражных институтов, построить новую систему арбитражных институтов».

По мнению Гальперина М., проблема с развитием третейского разбирательства объективно связана с тем, что в нашей стране дешевое и быстрое государственное правосудие, но министр надеется, что арбитражные учреждения будут способны конкурировать с государственными судами, в том числе за счет их узкой специализации и использования современных технологий.

Также Михаил Львович отметил, что, несмотря на то, что критики реформы обеспокоенно высказывались относительно того, что она приведет к огосударствлению арбитража, этого «не произошло, и здесь опасения оказались беспочвенными». Государство стремится к тому, чтобы чиновники и государство не состояли в органах управления арбитражных учреждений, не имели отношения к созданию таких учреждений, и были бы полностью независимыми от государства. Кроме того, необходимо также добиться того, чтобы арбитражные учреждения были независимыми от разных квази-государственных организаций, государственных компаний и корпораций.

Министерство юстиции совместно с Советом по совершенствованию третейского разбирательства готовит публичный отчет о ходе и итогах реформы, публикация которого планируется к концу года, однако министр осветил основные итоги.

Михаил Львович рассказал о процессе получения разрешения на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения (ПДАУ). За последний год в Совет по совершенствованию третейского разбирательства поступило лишь 29 заявлений от арбитражных учреждений: «уникально, то есть всего 29 заявок, не тысячи и сотни, а в нашей стране, мы должны это признать, существует всего 29 институтов».

Заместитель Министра юстиции отметил, что третейские суды при региональных ТПП не создают отдельные новые арбитражные учреждения, а становятся отделениями МКАСа, что является «позитивной тенденцией, потому что она позволяет все-таки единый и достаточно высокий стандарт арбитражного разбирательства задать во всей стране».

Также министром было отмечено, что «закон также не исключает присутствие иностранных арбитражных учреждений с широкой репутацией», и в отношении них нет «абсолютно никаких нет ограничений», кроме того для таких арбитражных учреждений законом установлен более льготный режим. Россия продолжает оставаться юрисдикцией, открытой для арбитража и для иностранных арбитражных учреждений.

Гальперин М. Л. рассказал, что третейская реформа создала ряд уникальных возможностей для «переформатирования арбитража» в целом. Во-первых, стабилизировалась практика государственных судов по признанию и приведению в исполнение решений третейских судов, на 20% снизился уровень отмен решений судами кассационной инстанции по этой категории дел, и сейчас этот уровень составляет лишь 9%. Кроме того, на 5% снизилось количество оспоренных решений о принудительном исполнении арбитражных решений, что в принципе делает Россию проарбитражной юрисдикцией с высоким процентом признания и приведения в исполнение государственными судами решений третейских судов.

Михаил Львович подчеркнул, что сейчас основной задачей проводимых изменений является «переход реформы из такого «аварийного» немножко состояния в более спокойный такой текущий режим работы».  Большая надежда возлагается на Совет по совершенствованию третейского разбирательства, который является «драйвером реформы». Министр выразил надежду, что рано или поздно ограничения на создание арбитражных учреждений, в том числе разрешительная система, будут устранены из закона по мере того, как у нас появится международного уровня востребованная бизнесом система арбитража.

Гальперин М.Л. отметил, что «в целом ключ к этой двери в светлое будущее в руках самого третейского сообщества…мы надеемся, что третейское сообщество этим ключом в своем кармане правильно распорядится». 

 


Возврат к списку